Золотое правило педагогики «Личным примером — учить детей», показывает насколько сильно влияние окружающих на формирование личности ребенка, человека и не только родителей (но их — в первую очередь и влияние их сильнее чем других людей).
Ребенок, вырастая, все время ищет «предел», до каких пор можно что-то делать или что-то говрить.
Это как «рефлекс Павлова», если «удар» сильный, то ребенок постарается больше не повторять то за, что он получил этот «удар»- это может быть окрик, эмоциональное выражение, жест, тактильное прикосновение.Любопытство — это способ познания мира и двигатель прогресса, и человек взрослея и развиваясь все время расширяет свои границы, пробуя различные способы взаимодействия с людьми и окружающим миром. И если вокруг него люди со слабыми, мягкими или слишком жесткими границами, ему не у кого будет научится другим способам взаимодействия.
А чем слабее у человека границы, тем чаще он нападает на границы других. Не по злобе, а по тому, что он не осознает, что выходит из зоны своей компетенции. Иногда у людей со слабыми границами развивается апатическая депрессия. Личность чувствует себя практически парализованной постоянными вторжениями и не может их остановить.